Практикующий тенсегрити (energia) wrote,
Практикующий тенсегрити
energia

Categories:

Фотографии мертвых на память: странности викторианской эпохи


После изобретения дагерротипа в конце 19 века, фотография начала стремительно вытеснять дорогую и не столь реалистичную живопись. В период викторианской эпохи вокруг семейных фотографий сложились весьма странные практики. Пожалуй, самой странным из них стал обычай фотографировать умерших людей непосредственно в контексте их обычной жизни. Впрочем, странным это выглядит с точки зрения современного человека - для нас кажется естественным, что умершие находятся за границами нашего предметного мира. Мы избегаем физического контакта с мертвыми, мы прячем факт смерти от детей (считая что они будут чересчур "переживать" или получат "травму"), мертвые внушают нам страх и ужас. Иными словами, умерший человек - это Чужой, образ пугающий и активно вытесняемый на периферию общественного внимания: в фильмы ужасов, в кошмары, в комиксы. Современная культурная матрица явно тяготеет к бессмертию: образы совершенного, божественного тела, которое не страдает и не болеет, не испытывает боли и не умирает, явно пропагандируются всей мощью современных медиа. Фокус внимания - на юных и здоровых. Гонку вооружений заменила гонка совершенства: невероятными темпами развивается косметология и отрасли хирургической медицины. Цель - одна: омоложение тела. Морщины, старость, умирание - все это немного постыдно, неуместно. Достаточно открыть любой глянцевый журнал, включить телевизор, посмотреть любую программу - их героями и основными действующими лицами будут люди, лишенные физических недостатков, с идеальной на вид кожей, зачастую немножко даже как бы не вполне материальные.
История показывает нам совершенно другое отношение к смерти.
Умерший традиционно был неотъемлемой частью мира, в котором он жил. Его тело хоронили (в очень многих культурах) - поблизости от того места, где он жил. С ним разговаривали, как с живым, с ним прощались, призывали и оплакивали, его провожали, трогали и одевали. Некоторое время умерший находился среди живых и его права на имущество, на одежду и на постель сохранялись, он никого не пугал, но некоторое время был частью мира живых. То, что для современного человека выглядит как "глумление", для вполне морального и религиозного человека викторианской эпохи было поучительным и трогательным христианским жестом по отношению к умершему. При том, что подавляющая часть современных визуальных образов с точки зрения викторианского человека является абсолютно "неприличным" и немыслимым. Обнаженные тела, поцелуи, прямые выражения страсти и похоти - все это было под строжайшим моральным запретом и резко осуждалось. Доходило до того, что считалось крайне неприличным статусной даме совершать какие-то телодвижения в момент, когда муж реализовал свой супружеский долг.
Интересно, что эмансипация политической борьбы, выражения чувств, женщин, секса, расы и труда на протяжении последнего столетия привела частично к обратным процессам: дискриминации смерти, а также вытеснению на обочину социальных трендов визуальных изображений смерти, болезни, старости, уродства.

Мода на посмертные фотографии началась в викторианскую эпоху и окончательно выродилась вместе с самой кровавой войной ХХ века.

Младенцы и дети
Надо сказать, что детская смертность была очень высокой и посмертная фотография зачастую была единственным напоминанием об ушедшем ребенке.
Живые дети зачастую фотографировались вместе с умершим братом или сестрой. Мертвым часто открывали глаза. Активно использовали белила и румяна, чтобы придать живой вид. В руки вставляли букетики цветов. Одевали в лучшие костюмчики.
Была еще отдельная мода ставить умерших в положение стоя - для этого применялись металлические специальные держатели, невидимые зрителю.



Умершему часто придавали положение естественного сна.


В окружении братьев и сестер.


Умершая сестра, по-видимому.



В окружении любимых кукол.









Умершая девушка с букетом

Семейные портреты










На этой фотографии - умершая девушка.


Фотографии с гробом


Король Баварии Людвиг II – истинный герой Вагнера.



Взрослые





Джон О'Коннор был сфотографирован через 2 года после смертии за 5 дней до захоронения.

Устройство с помощью которого тело умершего человека фиксировалось стоя.

Tags: смерть, социум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments